Кто основал Витебск?
Древнее поселение, с которого фактически начался наш город, размещалось на Замковой горе. Эта возвышенность (другие названия – Ломиха, Ольгердова гора) существовала в Верхнем Заме, На левом берегу Витьбы, там, где сейчас размещается горисполком. Замковая гора высотой 15 метров с площадкой на вершине площадью в один гектар почти вся была срыта в конце ХIХ столетия при построении мужской гимназии и окружного суда (сейчас музей искусств на площади Свободы). Сегодня территорию, занимаемую когда-то Ольгердовой горой, можно обозначить так: c севера – Витьба, с запада – сквер Машерова, с юга – ул. Замковая, с востока – художественный музей. Остатки горы можно еще видеть во дворе театра «Лялька».
В 1928 году известный белорусский археолог А.М.Лявданский на остатках Замковой горы провел раскопки. Находки подтвердили, что здесь существовало самое древнее поселение Витебска, отнесенное к Днепро-Двинской археологической культуре. По этнической принадлежности эта культура является восточно-балтской и возникла в течение 8-7 столетий до нашей эры. Основным типом поселений того времени были укрепленные городища на холмах и на мысах в устьях рек. Такое расположение городищ в бассейне Двины давало возможность заселившим их общинам контролировать речные и волоковые торговые пути и иметь с этого ренту.
На Ольгердовой горе зафиксировано также поселение кривичей, датированное Х столетием нашей эры.
Вывод первый. Как поселение Витебск был основан нашими предками балтами ( точнее, одними из составляющих белорусского этноса) в глубокой древности – около 8 столетия до нашей эры. Его настоящий возраст 2800 лет.
Такая древность нашего города подтверждается также возрастом ближайших окружающих Витебск городищ Днепро-Двинской культуры – бароники (5 столетие до нашей эры), Зайцево ( 8-7 столетия до нашей эры ), Мяклово (7столетие до нашей эры). |
|
Река Витьба в начале 20-го века (редкое фото)
|
|
Река Витьба в начале 21-го века |
Viciebsk. Віцебск (1664)
Что написали в Летописи?
«Року 974 сбивши Ольга ятвингов и печингов и, после переправы через раку Двина, заночевала с войском, и полюбив гору заложила замок древняный, назвала от реки Видибы Витебском, вымуровала церквицу в Вышнем Замку святого Михаила, а в Нижнем Благовещания. Два года прожила и отъехала в Киев.»
Так начинается витебская городская летопись, переписанная Степаном Аверкой с хроники Михаила Панцирного 1760 года.
В первую очередь заметим, что сведения об основании города в этой записи нет, упоминается только о заложении замка. В остальном несоответствие записи историческим реалиям очевидно.
Довод 1. Киевская княгиня Ольга умерла в 969 году, и в 974 ее уже просто не было в живых.
Довод 2. Даже когда переписчик летописи ошибся при переводе даты в летосчисление от Рождения Христова, и надо читать не 974, а 947, как предложили академик Б.Рыбаков и доктор археологии Л. Алексеев, то становится очевидным следующее. Ольга крестилась в 957 году. В 947 году она попросту не была христианкой и не могла строить церкви. |
|
Довод 3. Наиболее невероятно показан в этой записи путь Ольги, коим она будто прибыла в места, где ею будто был заложен замок: возвращаясь в Киев после победы над ятвингами и печингами. Но Ятвягия тех времен – это земля на запад от Гродно, современная Белосточина. Печенеги во времена Ольги размещались на южный восток от Киева. Так что по пути в Киев от ятвяг или печенегов никакой нужды форсировать Двину нет. Ни в одном из летописей восточноевропейских государств – Новгорода, Пскова, Твери, Галича, Волыни, а тем более Киева не упоминается про походы Ольги на ятвягов и печенегов и про заложение некоего замка, а тем более Витебского. Если бы такое происходило действительно, то обязательно было бы зафиксировано в других летописях.
Полоцкое королевство, с которым в тесном союзе был Витебск, попало в вассальную зависимость от Киева в 865 (по другим данным в 867) году, |
после похода Аскольда и Дира на полоцких кривичей. Это означает, что Полоцк был отобран от Рюрика, и последний должен был удовлетвориться только Новгородом Великим ( М. Ермолович). Хотя не факт, Что Полоцк принадлежал Рюрику. Известная запись в летописи означает всего лишь распределение сфер влияние или точнее – кормления, как у детей лейтенанта Шмидта. В 882 году Олег завоевал Смоленск и окончательно связал Новгород с Киевом, включив под свою власть весь Кривичский колониат – полоцких, смоленских и новгородских кривичей. Мы видим кривичей в составе полиэтничной армии, с которой Олег в 907 году пошел на Царьград. Обратим внимание – в летописи за этот год Полоцк отнесен к числу городов, где «седяху велиции князи, под Олго суще». Но уже около 945 года Полоцк избавляется от патронажа Киева. В договоре Игоря с Византией он уже не упоминается. |
|
Довод 4. Естественным кажется стремление киевских правителей укрепить свой контроль над кривичскими Смоленском и Витебском, ведь только благодаря этому Киевская и Новгородская земли соединялись в одно целое. Но независимо от того кому подчинялся Витебск, - Полоцку или Смоленску, киевская княгиня Ольга никак не могла и не имела никаких прав строить здесь замки, влезая в компетенцию королей полоцких или смоленских. Вряд ли в этих действиях была нужда - неужели местные короли (именно так указывался титул володарей Полоцка, Витебска и Смоленска в полоцкой летописи и в европейских хрониках) могли выпустить из-под внимания такие важные в стратегическом смысле поселения на торговых путях, как Витебск, и не фортифицировать их? Ольга могла упорядочивать только свою вотчину, как и записано в летописях за 947годом: « Иде Олга ко Новоугороду и устави по Мсте и погосты и дани, и оброки, и ловища, и |
возвратися ко сыну своему в Киев» НО ВИТЕБСК В СОСТАВ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ НИКОГДА НЕ ВХОДИЛ! |
Довод 5. В летописной записи обозначено, что церкви Благовещания и Святого Михаила были вмурованы княгиней Ольгой. На самом деле они были возведены гораздо позже – XII столетии. Каменных христианских построек времен Ольги ( Xст.) не только в Витебске, но и по всей Восточной Европе не было. ( По этому поводу совершенно нет необходимости комплексовать на предмет якобы отсталости наших предков – дерева было навалом, и оно прекрасно справлялось с возложенными на него функциями материала как для жилища, так и для фортификаций. В этот же период в Германии из-за нехватки дерева возникает фахверковый тип строений, когда промежутки в деревянном каркасе заполнялись другим материалом - кирпичом, глиной, соломой, грязью и т.п.). Однако обратим также внимание на то, что сначала идет речь про один замок вообще, а потом про два – Верхний и Нижний.
|
Разумеется, что при создании витебской летописи были использованы какие-то древние белорусские хроники и другие документы, в тексте есть ссылки на них. Большинство из них нам сегодня еще неизвестны, но благодаря этим ссылкам можно утверждать - в Витебске велось летописание. Сюжет основания Витебского замка идентичен летописным сюжетам возникновения таких старых белорусских городов как Туров, Троки и Вильна: «и найде в пущи
горю красну, дубровами и ровнинами обляглую и сподобалося ему велми, и он там поселися и заложил город, и назове имя ему…»
Здесь только небольшой отрывок из статьи витебского историка Михаила Павлова. Если интересует тема, пишите. |
|
Работы с пейзажами Витебска
Юзеф Пешка
Юзеф Пешка— польский художник. Много путешествовал, как минимум 2 раза был в Витебске. Во время путешествий писал природные и городские пейзажи акварелью и сепией. Написал несколько акварелей с изображениями Витебска.
Первоначальное образование получил у Эстрейхера, затем учился у Лампи и Франтишка Смуглевича в Варшаве. В 1793 году приехал в Вильно. Из Вильно часто выезжал в Витебск, Могилёв, Минск и другие города. В 1800 году вместе со Смуглевичем приехал в Петербург, где принимал участие в оформлении Михайловского замка и одновременно писал портреты сановных особ. В 1807 г. Ю. Пешка переехал в Москву, где работал над серией портретов и композициями на исторические темы, а в 1809 году в Минск.
В 1810 г. по приглашению Виленского университета Пешка возвращается в Вильно и получает звание магистра изящных искусств.
В 1812 году Ю. Пешка намеревался поехать в Москву, но в связи с нашествием Наполеона возвратился в Краков, где прожил до конца своих дней.
|
Красный мост и Рынковая площадь (часть нынешней улицы Ленина) на акварели польского художника Юзафа Пешки. Начало XIX вв.
Рынковая площадь на рисунке Юзефа Пешки, начало XIX века. Слева — костёл св. Антония, справа — Воскресенская церковь.
Успенская церковь (собор). Вид на город и Замковую гору с Успенской горы.
Рисунок Юзефа Пешки. Начало XIX века
Ратуша. Юзеф Пешка, начало XIX века.
Устье Витьбы. Успенский собор. Акварель Юзефа Пешки, начало XIX вв.
Источники:
http://evitebsk.com
Дробов Л. Н. Живопись Белорусии XIX — начала XX века. / Под ред. А. И. Мальдиса. — Мн.: Вышэйшая школа, 1974. — 336 с., илл. — 5000 экз. |
|