Визитная карточка города — Ратуша |
|
Витебск насчитывает сегодня 233 объекта, включенных в Государственный список историко – культурных ценностей. Из них 219 объектов архитектуры, 6 – археологии, 8 – истории. |
|
|
Ратуша является символом независимости любого европейского города, a строить могли их только там, где монарх выдал "лицензию". Такое разрешние на самоуправление называлось Магдебургское право .В конце 16в. c получением Витебском Магдебургского права, на Рыночной площади Взгорского замка построена деревянная Ратуша. После Витебского восстания горожан 1623 город был лишен Магдебургского права, а здание Ратуши разрушено.Восстановлено в 1644. 2-этажное прямоугольное в плане здание с высокой 4-скатной крышей завершалось 8-гранной наблюдательной вышкой с куполом и шпилем. Цокольный и 1-й этажи были сложены из кирпича, 2-й этаж и завершение здания – из дерева. Пол в цокольном этаже и внутренний дворик были вымощены булыжником. К боковым фасадам ратуши примыкали постройки гостиного двора. Здание неоднократно уничтожалось пожарами (1708, 1733, 1752). В 1775 на месте прежней возведена кирпичная Ратуша. Это самая восточная ратуша в мире!Первоначально это было 2-этажное прямоугольное в плане здание с 4-ярусной башней в центре главного фасада, накрытое 4-скатной крышей. Главный фасад, расчлененный прямоугольными оконными проемами, декорирован плоскими пилястрами, ярусы башни – пилястрами, волютами, раскрепованными карнизами. В 1833 шатер заменен ротондообразной башенкой со шпилем, на верхнем ярусе установлены часы. |
С лево на фото, на переднем плане видна заново отстроенная Воскресенская церковь. Она была сооружена после присоединения Витебска к России в 1777 году в стиле позднего виленского барокко и в 1834 году передана православным. В советское время храм был уничожен до основания. Раньше храм был составлющей ансамбля Ратушной площади, где кроме ратуши располагался костел Св. Антония (на противоположной стороне улице, которая сейчас носит имя Ленина) |
Декоре и пространственная реализация башни выполнены в стиле бароко, а корпус- в стиле классицизма. В 1873-75 сделана внутренняя перепланировка, в 1911 надстроен 3-й этаж, нарушивший первоначальный пропорции (был закрыт нижний ярус башни, что придало зданию массивность), перед входом сооружен тамбур, оконные проемы 2-го этажа с прямоугольных переделаны на полуциркулярные. Витебский областной краеведческий музей. |
С конца 18 века в здании размещалась городская дума, полиция, суд, пожарные, которые использовали ратушу как дозорную вышку и другие учреждения. Здание реставрировалось в 1913, 1944, 1970-е и 1980-е гг. Во время последних ремонтно-реставрационных работ под полом 2-го этажа обнаружены материалы архива полиции за 1808-46, в здании и на примыкающей территории собрана коллекции изразцов, посуды, курительные трубки, миниатюрная пушка-салютовка 17 в.., выстрелами из которой сопрвождались городские торжества. Памятник гражданской архитектуры 18 века. Входит в охранную зону исторической части города. С 1924 года в здании размещен Витебский областной краеведческий музей. |
|
Так выглядела Ратуша в начале 20-го века
В середине 20-го века
|
Так выглядела Ратуша в конце 20-го века
|
|
|
|
Ратушная площадь еще совсем недавно имела вот такой вид. Теперь с левой стороны заново отстроена Воскресенская церковь.
|
Так выглядит Ратуша сегодня, в 21 веке
|
|
Это интересно : Михаил ПАВЛОВ. УБИЙСТВО ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА
На протяжении всего послевоенного периода на фасаде витебской ратуши находилась памятная доска. Надпись на ней сообщала, что здесь, на Ратушной площади, в ХVII веке началось антифеодальное восстание. Долгое время этому событию, произошедшему в Витебске в 1623 году, советские историки придавали архиважное значение. Его называли ещё и восстанием против Папы римского, против якобы ненавистной униатской церкви и против католицизма вообще. Чтобы развеять этот докучливый миф, навязанный советской историографией, достаточно просто прочитать подлинные документы той эпохи. Это протоколы судебных заседаний и показаний, тексты привилеев и соймовых постановлений, акты магистрата. Шаг за шагом приходишь к выводу, что дело было совершенно не так, как писали на мемориальной доске. Более того, интерпретации советских и царских историков совершенно ненаучны и необъективны, так как содержат признаки расположенности авторов к той или иной конфессии. Даже классик белорусской литературы Владимир Короткевич, знаток истории и апостол нового белорусского исторического романтизма, не преодолел штамп отношения к Униатской церкви, и в пьесе «Званы Вiцебска» употребляет исторически совершенно необоснованные пассажи. Это, наверное, единственное произведение Короткевича, где можно упрекнуть Великого Мастера за неточности и необъективность. Но мы не будем критиковать и рассматривать написанное этими авторами, обратимся прямо к документам. Читать далее...
Аналитическая газета "Секретные исследования"
|